В Приморском крае, на судостроительном заводе «Звезда» приступили к строительству головного атомного ледокола проекта 10510 «Лидер». Согласно сообщению «Росатомфлота», 6 июля 2020 года в блоке корпусных производств судоверфи состоялась резка первых деталей корпуса для будущего судна, получившего имя «Россия». Ввод в эксплуатацию ледокола назначен на 2027 год.
«Лидер» разрабатывается специально для проводки судов по Северному морскому пути, кратчайшему морскому маршруту из Европы в Азию. В частности, новые ледокольные суда должны будут обеспечить круглогодичную проводку газовозов и танкеров. Согласно проекту, полное водоизмещение «Лидера» составит 71,4 тысячи тонн при длине 209 метров, ширине 47,7 метра и высоте 20,3 метра. Судно получит два ядерных реактора РИТМ-400 мощностью 120 мегаватт на валах и тепловой мощностью 315 мегаватт каждый. Движителями судна будут служить четыре гребных винта.
Ледокол сможет развивать скорость до 24 узлов (44 километра в час) по чистой воде и до 12 узлов по льду толщиной до 2 метров. Судно рассчитано на 40 лет службы. Его экипаж будет состоять из 127 человек. Автономность ледокола по запасам провизии составит 8 месяцев. По проекту «Лидер» пока планируется построить три атомных ледокола, последний из которых будет передан заказчику до конца 2033 года. Строительство трех ледоколов проекта «Лидер» предусмотрено планом развития инфраструктуры Северного морского пути, разработанного до 2035 года.
Российский ледокол «Лидер» станет самым мощным в мире! Этот сложнейший с технической точки зрения проект не имеет аналогов в мире.